Дружилов С.А Российская инженерная психология как теоретическая основа изучения и формирования профессионализма
С.А. Дружилов
Российская инженерная психология как теоретическая основа изучения и формирования профессионализма
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессионального труда, которая соответствует существующим в обществе стандартам и требованиям.
П рофессионализм мы рассматриваем в качестве интегральной характеристики человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющейся в деятельности и общении.
В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом повышенного внимания отечественной науки (работы Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Э.Ф. Зеера, Ю.П. Поваренкова, Ф.С. Исмагиловой и др.). Существующие в психологии теоретические предпосылки и накопленные эмпирические материалы могут служить отправной точкой при разработке проблем становления профессионализма. Это работы В.А. Бодрова по проблемам формирования личности профессионала, Е.А.Климова – по психологии профессионального самоопределения; В.Д. Шадрикова – по изучению системогенеза деятельности; Е.П. Ермолаевой – по изучению преобразующих и идентификационных аспектов профессионализма, В.А. Толочека – по индивидуальным стилям профессиональной деятельности . Проводятся исследования профессиональной деформации (С.П. Безносов), профессионального стресса (А.Б. Леонова).
Психологические проблемы профессионализма, профессионального мастерства, профессионального развития изучают Д.И. Завалишина, Н.С. Пряжников и др. Профессионализация личности в зрелом возрасте и воздействующие на нее факторы рассматриваются в акмеологии (работы А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, А.П. Ситникова).
Таким образом, можно говорить о существенном продвижении по пути познания профессионализма как психологического феномена. Тем не менее, задача раскрытия психологических механизмов формирования и развития профессионализма субъекта труда еще не нашла своего решения.
Сложившаяся ситуация в психологии требует создания интегрального подхода к обеспечению становления профессионализма. Этот подход должен включать в себя достижения различных разделов психологии.
Безусловный вклад в создание такого подхода может оказать отечественная инженерная психология, накопившая обширный арсенал теоретических концепций, категорий, методов и методик, которые могут быть распространены на широкий спектр профессиональных деятельностей. Под профессиональной деятельностью мы понимаем любую сложную деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода подготовки.
Известно, что научно-практические основы инженерной психологии были заложены в начале ХХ столетия в психологии труда и психотехнике. Но уже 50-х годах научно-технический прогресс (НТП) привел к такому уровню сложности технических средств деятельности, что человек как субъект труда оказался в очень сложных условиях функционирования. На практике это привело к авариям, а в науке – к возникновению проблемы «человек и техника» и созданию инженерной психологии (Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко, В.Ф. Рубахин, Б.А.Смирнов, Б.А.Душков и др.).
За более чем полувековую историю в отечественной инженерной психологии были достигнуты не малые результаты. К таковым относятся и обширный комплекс психологических исследований в авиации и космонавтике, выполненных Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломовым, В.А.Пономаренко, и результаты изучения психических механизмов регуляции в сложных и необычных условиях управления техникой, полученные Ю.Я. Голиковым и А.Н. Костиным, и работы В.А. Бодрова по психологии профессиональной пригодности, разработки Ю.К. Стрелкова по проблемам операционально-смысловой структуры профессионального опыта , Г.С. Никифорова – по проблемам самоконтроля и надежности профессионального труда, Г.В.Суходольского – по психологической теории деятельности. Это и исследования психической саморегуляции функциональных состояний и личностной детерминации стратегий адаптации человека к особым условиям деятельности, выполненные Л.Г. Дикой, а также ряд других исследований по конкретным видам профессионального труда.
Время показало, что НТП привел к распространению условий, повлекших за собой создание инженерной психологии, на многие виды деятельности, требующей профессионализма. К числу таких условий следует отнести резкое увеличение темпов жизни, значительный рост плотности информационных потоков и связанной с этим неопределенности, слишком дорогой стала цена ошибок исполнителей. Значимо возросло количество и разнообразие экстремальных ситуаций, увеличилась нервно-психическая напряженность специалистов, техника стала повсеместно опосредствовать деятельность людей. Таким образом, сейчас в большинстве видов труда специалист оказывается подобен человеку-оператору в человеко-машинных системах, изучающихся в инженерной психологии. В связи с этим представляется возможным распространить инженерно-психологический подход на многие профессиональные деятельности.
Основные аспекты инженерно – психологического подхода можно свести к следующему. В методологии это системный принцип в сочетании с антропоцентрической, естественно-научной и технико-технологической парадигмами. В теории – это концепции деятельности как целеустремленной открытой системы и человека как субъекта труда, в том числе оператора, в системах деятельностей; концепция информационной и концептуальной моделей деятельности; концепция требований к человеку-профессионалу; концепция обеспечения надежности человека; трансформационная теория обучения; концепция экстремальных условий и реабилитации профессионалов после перегрузок; концепция проектирования деятельности и ряд других концепций. В методическоминструментарии – методы профессиографии, тренажерной и тренинговой подготовки, анализа кривых обучения, алгоритмизации и проектирования деятельности.
Рассмотрим подробнее методологические, теоретические и методические аспекты инженерно-психологического подхода к профессионализму.
Из-за проблематики, в которой сочетались интересы ученых из гуманитарных, естественных и технических наук, методология, теоретические концепции и методический инструментарий инженерной психологии сформировались под совместным влиянием многих наук.
В отечественную психологию категорию «деятельность» ввел Н.Я. Грот, опубликовавший в 1880-1882 годах теорию психических оборотов как замкнутых через среду и через внутренние органы психофизических, психических и психомоторных процессов. А 80 лет спустя на уровне формирующихся инженерно-психологических воззрений Б.Ф. Ломовым была осмыслена циклическая обработка информации человеком-оператором. В дальнейшем, под влиянием идей С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, Г.В. Суходольским была разработана концепция метасистемы человеческой деятельности как системы отношений с Миром.
В биологическом аспекте человек является индивидом, в социальном плане он выступает как личность, а по отношению к делу – как субъект деятельности. При этом основные типы деятельностей определяются отношениями человека с природой, другими людьми, техникой, знаковыми системами и художественными образами. Комбинации этих типов создают производные сложных отношений, что позволяет моделировать профессии ученых, космонавтов, политиков, программистов, режиссеров и др.
Концепция профессионала, подобного человеку-оператору, отражает противоречивость функциональных требований и человеческих возможностей. Как оператор человек должен работать, строго подчиняясь причинно-следственным взаимодействиям техники и среды, согласуясь с ожиданиями и действиями других людей. Но человек не может так работать из-за принципиальной вариативности своих действий, которая биологически, психически и социально обусловлена. Отсюда – проблема алгоритического описания и проектирования профессиональной деятельности.
В инженерной психологии под информационной моделью понимается совокупность сигналов от технических средств контроля и управления, позволяющая оператору воспринимать и оценивать состояния объекта управления и результаты собственных действий. Но любой человек и без технических средств получает значимую для его деятельности информацию. Поэтому, в общем случае, под информационной моделью может пониматься совокупность информации, получаемой разными способами профессионалом для осуществления своей деятельности с желаемыми результатами.
Под концептуальной моделью в инженерной психологии изначально понимали некое психическое образование , формируемое в голове человека-оператора. В дальнейшем концептуальная модель была определена А.А. Крыловым (1972) как образно-понятийная модель деятельности, а позже А.И. Галактионов (1978) выяснил иерархическое строение этой модели. В современных представлениях под концептуальной моделью понимается внутренняя (психическая) образно-понятийно-действенная модель.
Трансформационная теория обучения, предложенная Б.Ф.Вендой (1982), объясняет последовательность формирования частей концептуальной модели. Суть этой теории состоит в том, что по мере профессионализации человека, достигнутые им уровни знаний и умений трансформируются в более высокие уровни. Трансформации перемежаются периодами стабилизации, а при затруднениях происходит возврат на предыдущие уровни.
Не только техника, но любой профессиональный труд требует от человека-деятеля особых свойств. Как индивид он должен обладать психической устойчивостью, иметь высокий уровень развития общих и специальных способностей. Как личности ему необходимы ответственность, настойчивость, обстоятельность, но оперативность. Как субъект труда он должен иметь концептуальную модель, достаточно полную для решения большинства задач, известных профессиональному сообществу, или ему самому. Для коллективной деятельности каждый из ее субъектов должен быть психологически совместим с сотрудниками и в концептуальной модели иметь знания и умения, необходимые для деловых взаимодействий.
В.Д. Шадриковым (1982) и З.А. Решетовой (1985) было оказано, что в результате профессионального обучения первоначальные индивидные, личностные и субъектные свойства человека должны быть развиты и адаптированы к содержательно-предметной и процессуально-технологической сторонам профессии. То есть, у обучаемых должна быть сформирована концептуальная модель для практического решения конкретных профессиональных задач. Уточним, что в концептуальной модели должны быть сформированы образно-понятийно-действенные блоки, соответствующие возможным авариям и другим последствиям запрещенных действий.
Конечно, и человек предъявляет требования к технике и профессиональному труду в целом. Техника должна быть рассчитана на человека, а труд – социально востребован, интересен, немонотонен, в меру разнообразен и напряжен, но не слишком тяжел; должен обеспечивать материальные блага и престижный материальный статус. В этом суть инженерно-психологической концепции гуманизации профессионального труда.
Проблема надежности, возникшая в технике, была распространена А.И. Губинским (1982) на работу специалиста в системах труда, где надежность оценивается вероятностью безотказной, безошибочной и своевременной работы всех элементов. Но эксперименты показали, что высокая надежность человека достигается лишь при наличии у него достаточного времени. Исследованиями Г.С. Никифорова (1977) установлено, что надежность человека обеспечивается самоконтролем, подтверждающим правильность выполняемых действий. На самоконтроль затрачивается время, поэтому при его дефиците человек вынужден ускорять работу за счет сокращения самоконтроля, что и снижает надежность.
Очень снижают надежность, эффективность и качество профессионального труда экстремальные условия, к которым относится и дефицит информации, различного рода помехи, высокая ответственность, опасность. Поэтому и необходима психофизиологическая реабилитация кадров.
Методы профессиографии начали формироваться еще в начале XX века в психотехнике, но интенсивное развитие получили в 60–70-х годах применительно к задачам профориентации. Тогда же появились профессиографические исследования, инициированные развитием инженерной психологии (работы С.Г. Геллерштейна, Н.В. В.Я. Дымерского, В.Д. Шадрикова, И.М. Ивановой). Основная направленность профессиографиии заключалась в выявлении тех особенностей предмета, условий и организации труда, которым должны соответствовать возможности человека. Их результатами стали так называемые профессиограммы и психограммы, то есть перечни особенностей профессии и требуемых психических свойств.
Идея алгоритмизации управления, выдвинутая математиками, была сразу же воспринята в инженерной психологии (В.Н. Пушкин, Г.М. Зараковский). На этой основе Г.В. Суходольским были разработаны концепция и методы алгоритмического анализа и синтеза моделей деятельности. Идея концепции состоит в том, что человек работает по особым, вариативно-стохастическим алгоритмам; причем деятельность представима не одним, а множеством алгоритмов, образующих иерархические структуры. Для алгоритмизации деятельности были предложены операции обобщений и соединений алгоритмов в структуры, адекватные содержанию и условиям работы профессионалов. На основе использования алгоритмических структур открывается возможность проектирования деятельности.
Таким образом, российская инженерная психология, накопившая обширный арсенал концепций, категорий, методов и методик, может рассматриваться как теоретическая основа для создания интегративного подхода к изучению и формированию профессионализма человека, осуществляющего свою профессиональную деятельность в условиях современной, технически и информационно-насыщенной реальности.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты