Юревич А.В. Социальные и когнитивные источники парадокса

А.В. Юревич

Социальные и когнитивные источники парадокса

 

За рубежом сложился специфический образ российской психологии, согласно которому ее история расцвечена такими ярчайшими фигурами, как С. Л. Выготский и А. Р. Лурия, со времен которых в ней якобы ничего существенного сделано не было. Этот образ не только не лестен для современных российских психологов и их учителей, но и весьма парадоксален, а его парадоксальность связана с тремя обстоятельствами. Во-первых, было бы очень странным и противоречащим общим закономерностям развития науки, если бы столь длительный период развития отечественной психологии прошел «вхолостую». Во-вторых, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и другие выдающиеся советские психологии работали за «железным занавесом», не писали на иностранных языках и не публиковали свои работы за рубежом, но именно они приобрели там наибольшую среди всех прочих представителей российской психологии известность (определяемую, в том числе, и по индексу цитирования). В-третьих, современный этап развития отечественной психологии, ознаменованный ее активной интеграцией в мировую психологическую науку, обилием российских психологов, регулярно ездящих в другие страны, знающих иностранные языки и публикующихся на них, а то и вообще живущих за рубежом, не принес им такой же популярности там.

Этот парадокс, как и любое явление в жизни науки, представляет собой сложный феномен и требует комплексного объяснения, предполагающего обращение к ее социальной и когнитивной составляющим.

Его объяснение в социальной плоскости предполагает рассмотрение основных паттернов поведения «коммуникаторов» - ученых, реализующих связи между российской и мировой психологической наукой. В советские годы эту функцию выполняли в основном иностранные психологии, отслеживавшие в советской психологии то, что они считали достойным внимания, переводившие труды советских психологов на иностранные языки и распространявшие их идеи за рубежом. В подобных условиях в фокус внимания мировой психологической науки попадали исследования отечественных психологов, наиболее интересные для их западных коллег, хотя, конечно, этот фокус мог сдвигаться под воздействием идеологических и других факторов.

После ликвидации «железного занавеса» коммуникативная функция перешла к представителям самой российской психологии, среди которых ее наиболее активно выполняет две категории ученых: 1) постоянно проживающие за рубежом, 2) живущие в России, но регулярно ездящие за рубеж и состоящие в тесных контактах с мировой психологической наукой. В идеале можно было бы ожидать и от тех, и от других активного распространения достижений российской психологии за рубежом и, соответственно, широкой известности там этих достижений. Однако, говоря словами известного исследователя поведения ученых А. Роу, «ученые – не рациональные автоматы и не святые», многое в их поведении обусловлено не объективными потребностями развития науки, мировой или национальной, а их групповыми и личными интересами, что обобщено «концепцией интересов», развиваемой в социологии науки. В результате в коммуникативных паттернах ученых-коммуникаторов, реализующих связи между отечественной и мировой психологической наукой прослеживаются черты, обусловленные не рациональной логикой коммуникации, а этими интересами.

Так, среди российских ученых-эмигрантов широкое распространение получила схема поведения, выразимая формулой: «современная российская психология (философия, социология и др.) – это я, у нее славная история – Выготский, Лурия (Ильин, Бердяев, Франк и т. д.), со времен которых никто, кроме меня, являющегося продолжателем заложенных ими традций, в ней ничего существенного не сделал». При всей абсурдности этой формулы (которую, естественно, и подчеркнем это, используют далеко не все наши ученые-эмигранты, а лишь их определенная часть) и ее противоречии интересам как отечественной, так и мировой науки, она дает немало личных дивидендов тем, кто к ней прибегает, и поэтому используется достаточно часто. В результате значительная часть наших ученых-эмигрантов, выполняющих посреднические функции между российской и мировой наукой, не соединяет, а разъединяет их, распространяя за рубежом не объективный, а «избирательно селектированный» в выгодном для себя направлении образ первой. К тому же наши психологи-эмигранты предпочитают «ставить на верное» - развивать идеи российских психологов, которые и так достаточно известны за рубежом, «работая под прикрытием» их громких имен, а не популяризируя там более свежие отечественные психологические идеи.

В коммуникативных паттернах второй категории «коммуникаторов» - психологов, живущих в России, но активно коммуницирующих с мировой психологической наукой, тоже прослеживаются «искажения», обусловленные их личными и групповыми интересами. Во-первых, они тоже нередко прибегают к описанной схеме презентации отечественной психологии, характерной для ряда наших ученых-эмигрантов. Во-вторых, эта презентация часто носит «школьный» характер, будучи преподнесением достижений лишь той научной школы, к которой принадлежит данный исследователь. В-третьих, наблюдаются и более частные «искажения», обусловленные личными интересами. Например, некоторые из наших ученых, регулярно ездящих за рубеж, предпочитают опираться в своих исследованиях не на более близкие им по тематике и методологии работы отечественных коллег, а на труды тех зарубежных ученых, которые их приглашают, изображая себя их последователями, что, естественно, повышает шансы на последующие приглашения. А такой очень характерный для науки симбиоз, как «акула – рыба-лоцман», состоящий в том, что малоизвестный ученый превращается в пропагандиста достижений своего именитого коллеги, в современной российской психологии все чаще принимает форму симбиоза отечественных психологов не с отечественными, а с зарубежными классиками.

Наблюдаются и другие виды деформирования коммуникативных паттернов наших ученых-коммуникаторов, ответственные за проникновение за рубеж сильно искаженной информации о достижениях отечественной психологии «после Выготского и Лурия», что во многом предопределяет ее неадекватный образ.

Но в науковедческом плане более любопытны когнитивные предпосылки этого образа, которые в отличие от отчетливо наблюдаемых социальных предпосылок, менее очевидны и могут быть сформулированы лишь гипотетически. Нет необходимости доказывать, что советская психология очень отличалась от зарубежной, и не только в социальном плане, включавшем идеологизированность, относительную изоляцию от мировой науки, специфические условия научной деятельности и жизни ученых и т. п., но и в когнитивном плане (впрочем, социальный план, например, та же идеологизированность, существенно сказывался на когнитивном). Причины коренятся и в установке советской (формально – марксистской) психологии на противопоставление психологии западной, нацеливавшей на разработку самобытных подходов и концепций, и в ее специфическом социокультурном контексте, и в психологических особенностях наших психологов (известно, что, как подчеркивает, например, Дж. Ричардс, психологические концепции во многом являются проекцией психологии их авторов). Здесь уместна аналогия с учениями российских философов – И. А. Ильина, Л. А. Шестова, Н. А. Бердяева и др., которые, по общему признанию, могли быть разработаны только в России, впитав в себя ее специфический общекультурный и психологический контекст. То же самое можно сказать и, например, о теории Л. С. Выготского, которая была, во-первых, интересна для Запада своей самобытностью и непохожестью на концепции западной психологии, во-вторых, отвечала ее потребности в новом для нее – социокультурном - подходе к детерминации психических явлений.

Более поздняя советская психология во многом утратила свою самобытность ввиду того, что под внешним слоем марксистских и т. п. деклараций развивалась по западному, главным образом американскому пути, в жесткости своих позитивистских установок (на обязательность эмпирического подтверждения общих утверждений, подсчета коэффициентов корреляции и т. п.) подчас превосходя родоначальников позитивистской психологии. Современная российская психология становится все более похожей на западную, что неизбежно в условиях ликвидации «железного занавеса» и глобализации, которую наука, в том числе и психологическая, переживает вместе со всей современной цивилизацией. И наблюдается еще один парадокс: чем более «открытой» для Запада и более похожей на западную становится российская психология, тем менее она интересна для него, тем хуже там знают имена и работы российских психологов. Данный парадокс, впрочем, разрешается достаточно просто: развиваясь по западному пути, но в условиях более скромных финансовых и прочих возможностей, отечественная психология обречена лишь «повторять хвосты» западной науки, реализуя тот путь развития, который в экономике принято называть догоняющим.

В подобной ситуации, как и во всех прочих, ответить на традиционный российский вопрос «Кто виноват?» намного проще, чем дать ответ на другой наш национальный вопрос – «Что делать?». «Социальное» решение проблемы едва ли возможно путем изменения коммуникативных паттернов «коммуникаторов», а, скорее, предполагает включение в их круг людей с другими – более «патриотичными» - коммуникативными паттернами. «Когнитивное» решение, по всей видимости, связано с возрождением ориентации на самобытность отечественной психологии, в современных условиях означающей не идеологическое, как в советские годы, а творческое противостояние западной психологии, которое предполагает нацеленность на разработку уникальных исследовательских направлений и концепций (естественно, не подразумевающую игнорирования достижений зарубежной психологии). Видимо, только этот путь развития, воплощенный в трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова и других классиков отечественной психологии, может сделать ее интересной для Запада, а, значит, и более известной там. Такую интенцию, естественно, проще продекларировать, чем реализовать на практике, что, впрочем, не дает оснований для пессимизма, ибо творческий потенциал современной российской психологии представляется достаточно высоким.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН