Знаков Виктор Владимирович

Родился в 1950 г. В 1974 г. окончил факультет психологии Ленинградского университета.
1974-1977 - аспирантура Института психологии АН СССР.
В 1978 г. в этом институте защитил кандидатскую диссертацию, а в 1995 – докторскую.
Профессор (1997), специалист по психологии понимания, психологии субъекта и психологии человеческого бытия.

С 1996 по 2000 г.г. совмещал научную работу в ИП РАН с должностью начальника Отдела проблем комплексного изучения человека, психологии и педагогики Российского гуманитарного научного фонда. 2000-2005 - заместитель директора по научной работе Института психологии РАН, с 2005 – главный научный сотрудник Лаборатории психологии развития ИП РАН,
с 2015 – главный научный сотрудник Лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН.

Лауреат премии имени С. Л. Рубинштейна Президиума Российской академии наук (1999).

Член редколлегии журнала «Человек», редакционных советов «Психологический журнал», «Сибирского психологического журнала», «Человек. Сообщество. Управление» (Кубанский госуниверситет), «Методология и история психологии».

Председатель диссертационного совета Института психологии РАН, член диссертационного совета факультета психологии МГУ

 

Адрес:  Москва, Ярославская ул., 13

Телефон: 682 - 73 – 07

E-mail:  znakov@psychol.ras.ru


Основные публикации

 

Монографии

Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994. 237 с. (2-е и 3-е переработанные издания - Самара, 1998 и 2000).

Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 282 с.

Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 448 с.

Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 479 с.



Психология понимания мира человека.
М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 488 с.

Скачать (pdf, 4Mb)




Психология человеческого бытия. М.: Смысл, 2017. 415 с. (в соавторстве с З.И. Рябикиной)

Коллективные монографии

Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 383 с.

Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 344 с.

Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Ин­ститут психологии РАН», 2009. 619 с.

Психология субъекта и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.

 

Статьи

 Психология человеческого бытия - одно из направлений развития психологии субъекта / Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 69-77.

Мышление, самосознание и самопонимание / Вестник Московского универ­ситета. Се­рия. 14. Психология. 2008. № 2. C. 74-86.

Три традиции психологических исследований – три типа понимания / Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 14-23.

Понимание и переживание москвичами террористической угрозы / Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 64-74.

Тезаурусное и нарративное понимание  событий как проблема психологии человеческого бытия / Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 3. С. 105-119.

Понимание, постижение и экзистенциальный опыт / Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 15-24.

Интегративный феномен экзистенциального опыта как проблема психологии человеческого бытия / Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / Под ред. М.М. Кашапова, Ю.В.Пошехоновой. Ярославль: ЯрГУ, 2012. С. 10-34.

Образ врага как психологическое основание понимания мусульманских террористов россиянами / Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 23-34.

Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания / Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 3. С. 18-29.

Когнитивное и аффективное бессознательное в понимании моральных дилемм / Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Жу­равлев, А.В. Юревич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С.77-89.

Теоретические основания психологии человеческого бытия / Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 28-38.

Аналитичность и холистичность во взглядах А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова / Вопросы психологии. 2013. № 4. С. 135-146.

Непостижимое и тайна как атрибуты экзистенциального опыта / Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 31. С.1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.11.2013).

Когнитивное и аффективное бессознательное в понимании чужого как врага / Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2014. № 1. С. 3-14.

Теоретические основания психологии понимания многомерного мира человека / Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 16-29.

Субъектно-аналитический подход в психологии понимания / Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 12. URL: http://psystudy.ru

Постижение как проблема психологии человеческого бытия / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2015. № 4. С. 8-20.

Л.И. Анцыферова: понимание мудрости и мудрость постижения себя и других / Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы/ Отв. ред. М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, Н. Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 95-116.

Изменения в мире человека в xxi веке и новый этап развития психологии субъекта / Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. С. 5-14. 

Новый этап развития психологических исследований субъекта / Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3-17.

    Электронные журналы Института психологии РАН

    Приглашаем к публикации в электронных журналах:

    Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

    Примите участие в исследовании

    Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

    Семинар Института психологии РАН

    Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"