Холодная Марина Александровна

Зав. лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, доктор психологических наук, профессор.

В 1971 году закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. С 1971 по 1981 гг. работала на кафедре психологии и педагогики Томского государственного университета. В 1974 г. на факультете психологии ЛГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления». С 1981 г. — доцент, а затем профессор кафедры психодиагностики и медицинской психологии Киевского государственного университета. В 1990 г. на факультете психологии МГУ защитила докторскую диссертацию на тему «Структурная организация индивидуального интеллекта». С 1994 г. — ведущий научный сотрудник лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, с 2001 г. — зав. лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина в ИП РАН.

  • Лауреат конкурса в сфере образования и науки (1997)
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1999)
  • Лауреат премии целевой программы "Одаренные дети" президентской программы "дети России" (2002)
  • Научный соруководитель образовательного проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ), в рамках которого разработано новое поколение учебных материалов по математике (учебников, учебных книг, практикумов, рабочих тетрадей, средств компьютерной поддержки) для учащихся 5—9-х классов общеобразовательной школы, ориентированных на интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального опыта (совместно с проф. Э.Г. Гельфман)

Адрес: 129366 Москва, ул. Ярославская, д.13, комн. 345

Телефон: (495) 683 51 40

E-mail: kholod@psychol.ras.ru

Область научных интересов:
психология познания, в том числе интеллект, когнитивные стили, понятийное мышление, концептуальные способности, интеллектуальная одаренность, интеллектуальное воспитание учащихся в процессе обучения, психодиагностика интеллектуальных способностей.

Имеет около 200 научных и методических публикаций.


Основные публикации

Монографии

  • Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1983. — 190 с.
  • Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  • Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. 2-ое изд. СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника: Интеллектуальное воспитание учащихся. — СПб.: Питер, 2006. — 384 с.
  • Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2012. — 288 с.

Научные труды, подготовленные в качестве научного или ответственного редактора

  • Рабочая концепция одаренности / Отв. ред. В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская, М.А. Холодная, Ю.Д. Бабаева и др. 2-е изд., расшир. и перераб. М., 2003. — 94 с.
  • Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований / Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина, ИП РАН, 19—20 сентября 2005 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 477 с.
  • Дружинин В.Н. Психология способностей: Избранные труды / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 541 с. (Серия «Выдающиеся ученые Института психологии РАН»).
  • Теоретическое наследие Л.М. Веккера: На пути к единой теории психических процессов / Отв. ред. М.А. Холодная, М.В. Осорина. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета. 2008. — 261 с.
  • Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации / Материалы Всероссийской конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, 7—8 октября 2010 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — 368 с.

Статьи

  • Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / Вопросы психологии. № 5. 1990. С. 121—128.
  • Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / Психологический журнал. Т. 13. № 3, 1992. С. 84—93.
  • Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности / Вопросы психологии. № 1. 1993. С. 32—39.
  • Холодная. М.А., Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) / Психологический журнал. Т. 14. № 6. 1993. С. 35—45 40.
  • Gelfman E.G., Kholodnaya M.A. et al. Concept formation process and individual child’s intelligence / Mathematics for Tomorrow’s Young Children: International Perspectives on Curriculum / Ed. by H.M. Mansfield et. al.. Dortrecht, The Netherland: Klumer Acad. Publishers, 1994. Р. 151—163 (всоавт. — ГельфманЭ.Г. идр.).
  • Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или “другие способности”? / Психологический журнал. Т. 17. № 1, 1996. С. 61—69.
  • Холодная М.А. Ментальный опыт как психологическая основа интеллектуальной одаренности / Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3). С. 6—11.
  • Shavinina L.V., Kholodnaya M.А. The cognitive Experience as a Psychological Basis of Intellectual Giftedness / J. for the Education of the Gifted. 1996. V. 20. № 1. Р. 3—35.
  • Холодная М.А. Когнитивные стили: парадигма «других» способностей / Стиль человека. Под ред. А. Либина. М., 1998. С. 52—63.
  • Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования / Современная психология. Под ред. В.Н. Дружинина. М: ИНФРА-М, 1999. С. 668—680.
  • Холодная М.А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение / Психологический журнал. Т. 21. № 4. 2000. С. 46—56.
  • Холодная М.А. Основные направления изучения психологии способностей в Институте психологии РАН / Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 13—22.
  • Холодная М.А., Кострикина И.С. Особенности когнитивных стилей «импульсивность/рефлективность» и «ригидность/гибкость познавательного контроля» у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями IQ / Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 72—82.
  • Холодная М.А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития / Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, № 2, 2004. С. 66—75.
  • Холодная М.А. Профессиональные иллюзии как следствие упрощенного представления о природе интеллекта / Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, № 3, 2004. С. 38—41.
  • Холодная М.А., Берестнева О.Г., Кострикина И.С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в области научно-технической деятельности / Психологический журнал. Т. 26. № 1. 2005. С. 51—59.
  • Холодная М.А. Структура и функции естественного интеллекта в контексте проблемы искусственного интеллекта / Под ред. Дубровского Д.И., Лекторского В.А. Искусственный интеллект: Междисциплинарные исследования. М., 2006. С. 149—162.
  • Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Онтологические основания совладающего поведения / Известия Томского политехнического университета. Т. 309. № 3. 2006. С. 210—215.
  • Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей / Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 28—37.
  • Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте: к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала» / Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 143—156.
  • Холодная М.А. Теория интеллекта Б.Г. Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты / Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 49—60.
  • Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Ценностные аспекты психологии интеллекта и их реализация в образовательной практике / Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 236—261.
  • Холодная М.А. Стили совладания в юношеском возрасте в контексте проблемы интеллектуального контроля совладающего поведения / Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Н. Журавлева и др. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 84—96.
  • Холодная М.А. Теоретические представления Л.М. Веккера о природе концептуальных структур в контексте исследований креативности / Психологический журнал, 2008. Т. 29. № 5. С. 21—31.
  • Холодная М.А. Возможности объединения онтологического, субъектного и ресурсного подходов в исследовании интеллекта / Личность и бытие: Субъектный подход / Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения А.В. Брушилинского, 15—16 октября 2008 г. М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 201—204.
  • Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание и функциональная грамотность: приоритеты в сфере школьного образования / Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России "Психология и современное российское образование", 8—12 декабря 2008 года, Москва. С. 381—383.
  • Холодная М.А. Ментализм как альтернатива традиционным теориям в области психологии познания / Ярославский психологический Вестник. Вып. 25. Ярославль, 2009. С. 87—89.
  • Холодная М.А. Интеллект как ресурс совладающего поведения / Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (12—13 февраля 2009 г.). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 236—249.
  • Холодная М.А., Алексапольский А.А. Интеллектуальные способности и стратегии совладания / Психологический журнал. № 4. Т. 31. № 4. 2010. С. 59—68.
  • Холодная М.А. Особенности организации концептуальных структур: онтологический подход / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная и др. / Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 80—91.
  • Холодная М.А. Структурно-интегративная методология в исследовании интеллекта / Дифференционно-интеграционная теория развития / Сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 469—477.
  • Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития / Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 5. С. 69—78.
  • Холодная М.А. Особенности организации концептуальных структур: онтологический подход / Когнитивные исследования / Под ред. А.А. Кибрика и др. Вып. 5. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2012. С. 177—193.
  • Холодная М.А. Приоритеты современного школьного образования: способность адаптироваться к социуму или интеллектуальное развитие и воспитание? http://metodist.lbz.ru/lections/2/files/3.doc

Учебно-методические работы

  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика: учебная книга и практикум для 5 класса: в 2 ч. Ч. 1: Натуральные числа и десятичные дроби / Гельфман Э.Г. [и др.]. — 8 изд., исправл. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 240 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика: учебная книга и практикум для 5 класса: в 2 ч. Ч. 2: Положительные и отрицательные числа / Гельфман Э.Г. [и др.]. — 5 изд., исправл. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 168 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика: учебная книга и практикум для 6 класса: в 2 ч. Ч. 2. Рациональные числа. / Э.Г. Гельфман [и др.]. 6 изд. исправл. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 — 216 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика: методическое пособие для 5 класса / Гельфман Э.Г. [и др.]. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 231 с.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"