Голиков Юрий Яковлевич

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии труда.
E-mail: golikov@psychol.ras.ru


1939 г. рождения; окончил Московский физико-технический институт по специальности инженер-физик. После окончания института работал в ЦНИИ Машиностроения МОМ в отделе перспективных проектов космической техники, занимаясь проблемами системного проектирования сложных объектов, надежности деятельности экипажей космических кораблей, и в Ракетно-космической корпорации (ранее НПО) «Энергия» им. С.П. Королева в службе космонавтов руководителем подразделения по методическому обеспечению научно-технической подготовки космонавтов и эргономическому анализу систем управления пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций. С 1981 г. работает в Институте психологии.

Область научных интересов
философия техники, системные исследования, психология труда, инженерная психология, эргономика.

Направления научных исследований
Теоретические и методологические проблемы субъект-объектных отношений для современных и перспективных сложных и потенциально опасных технологий.
Методологические подходы к решению психологических проблем взаимодействия человека с техникой.
Методы содержательного анализа психической регуляции профессиональной деятельности операторов и персонала управления сложными техническими объектами.
     

Основные публикации

  
Методология психологических проблем проектирования техники. М.: ПЕР СЭ, 2003. 223 с. Резюме.
Психология автоматизации управления техникой. М.: Институт психологии РАН, 1996. 160 с. (в соавт. с А.Н. Костиным).
Проблемы актуализации потенциальных свойств сложных технических объектов / Психол. журнал. Т. 26, № 2. 2005. С. 70-80.
Методологические подходы к решению психологических проблем проектирования современной техники / Психол. журнал. Т. 25, № 1. 2004. С. 70-82.
Проблема потенциальности при управлении сложными техническими комплексами / Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 2001. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 124-142.
Современные концепции автоматизации и подходы к человеку и технике / Психол. журнал. Т. 23, № 1. 2002. С. 18-30.
Выбор парадигмы для психологии на новом этапе научно-технической революции / Современная психология: состояние и перспективы (Тезисы докладов на юбилейной научной конференции Института психологии РАН, 28-29 января 2002 г.). Т. 1. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2002. С. 27-29.
Проблемы инженерно-психологического проектирования современных сложных технических комплексов / Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 1. Общая психология, психология труда и инженерная психология. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2002. С. 158-176.
Теоретические основания проблем взаимодействия человека и техники / Психол. журнал. Т. 21, № 5. 2000. С. 5-18.
Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности / Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999. С. 6-79 (в соавт. с А.Н. Костиным).
The human factors approaches to automation for high risk technical systems / IEA'97, Proceedings of the 13th Triennial Congress of the International Ergonomic Association, Tampere, Finland, 1997. Vol. 3, p. 156-158.
The human factors approaches to automation and allocation of functions between man and machine / Human-automation interaction: research and practice / Ed. M. Mouloua, J.M. Koonce. Lawrence Erlbaum Ass., Publishers, Mahwah, NJ. 1997. P. 76-83 (в соавт. с А.Н. Костиным).
The experimental investigations of mutual reservation of man and machine / Human-automation interaction: research and practice / Ed. M. Mouloua, J.M. Koonce. Lawrence Erlbaum Ass., Publishers, Mahwah, NJ. 1997. P. 100-108 (в соавт. с А.Н. Костиным).

 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"