Голиков Ю.Я
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ
Москва: ПЕР СЭ, 2003. 223 с
РЕЗЮМЕ
Для решения психологических проблем проектирования,
создания и эксплуатации современной техники существует достаточно большое
множество различных теоретических позиций: инженерно-психологических подходов к
человеку и технике, концепций ее автоматизации и проектирования. В них предлагаются
разные варианты оптимизации взаимодействия человека-оператора с
автоматизированной системой, организации процессов управления, выбора роли
человека-оператора, распределения функций между ним и автоматикой. Многие из
них близки друг другу по своей направленности, по характеру решения основных
проблем автоматизации. Но в то же время среди них выделяются и диаметрально
противоположные теоретические позиции; в частности, сегодня реальные
противоречия наблюдаются между позициями разработчиков техники и большинства
представителей психологии труда, инженерной психологии и специалистов по
эргономике и человеческому фактору.
Многообразие отечественных и зарубежных подходов и
концепций, их разнородность, полярность и даже противоречивость показывают,
насколько назрели сегодня в психологической науке исследования обобщающего
характера по анализу адекватности их теоретических позиций, оценке соответствия
используемых методологических средств свойствам сложных технических объектов, а
также изучению взаимовлияния теоретических позиций и отношений к объекту тех
профессиональных групп, которые принимают участие в процессе проектирования и
эксплуатации техники.
Настоящая работа обобщающего характера направлена на создание единой теоретико-методологической базы
решения главных задач проектирования и эксплуатации современной и перспективной техники: формирования
стратегии автоматизации (построения структуры управления техническим объектом,
определения степени автоматизации и роли человека на всех ее уровнях); распределения
функций и ответственности между представителями разных профессиональных групп;
обеспечения эффективности, надежности и безопасности функционирования
технического объекта; организации деятельности и межличностных отношений
профессионалов.
Именно эти главные задачи обусловливают характер
решений всех других задач проектирования, создания и эксплуатации технических
объектов, в частности, по разработке средств отображения информации и
управления, профессионального обучения и контроля за деятельностью операторов,
обеспечения рациональных условий труда профессионалов.
Первым этапом создания теоретико-методологической
базы явилась разработка комплекса
теоретических оснований методологических подходов к человеку и технике. Этот
комплекс, построенный на фундаменте понятийного аппарата философии техники,
гносеологии, системных исследований, системологии, синергетики, состоял из
постулатов и принципов описания современной техники, общих и специальных
средств методологического анализа субъект-объектных отношений.
На втором этапе был проведен
анализ адекватности отечественных и зарубежных подходов к человеку и технике и
концепций ее автоматизации и проектирования, их соответствия предложенному
комплексу теоретических оснований. Если в целом оценивать соответствие существующих
концепций и подходов системным свойствам современных сложных технических
комплексов, характеру субъект-объектных отношений, все-таки необходимо говорить
о недостаточности работ по общему, содержательному анализу структуры и развития
техносферы и отсутствии общепринятой классификации техники, которая выделяла бы
ее качественное своеобразие, основные свойства, типологию системно-структурной
организации. Наиболее распространенными понятиями, определяющими объект
исследования, являются система
“человек-машина”, интерфейс между человеком и компьютером или социотехническая
система. Однако практически во всех концепциях, использующих эти понятия,
область их существования не ограничивается и охватывает все многообразие
автоматизированных технических объектов; и, таким образом, остается открытым
вопрос о правомерности такой абсолютизации. Отсутствие общих вариантов
классификации техники затрудняет оценку применимости подходов и концепций для
разных классов объектов, проверку адекватности их теоретических позиций и
методов решения проблем проектирования
И, самое
главное, хотя во многих подходах и концепциях, например, системотехнической
направленности, в процессе решения проблем автоматизации в той или иной степени
учитываются структурные и функциональные особенности технических объектов,
следует отметить, что в теоретических позициях существующих подходов и
концепций слабо отражены закономерности и особенности функционирования объектов
со свойствами неустойчивости, нестабильности, критических состояний, в
частности, трудности организации межсистемных взаимодействий, ограничения и
неполнота моделей управления, потенциальные свойства объекта. А именно они
характеризуют процесс развития и усложнения техники, описывая системные
свойства объектов нового класса техники – человеко-машинных комплексов
На третьем, основном, этапе создания
теоретико-методологической базы – с учетом требований комплекса теоретических
оснований и ограничений существующих подходов и концепций – разработан общий
методологический подход определения субъект-объектных отношений в технике как
общее теоретического средства решения главных проблем ее проектирования. Он
содержит представления, понятия и принципы, описывающие особенности
функционирования и управления техническим объектом, деятельности субъектов –
разработчиков, операторов и инженерных психологов, их взаимоотношений с
объектом и между собой, задавая, таким образом, направления решений главных
задач проектирования и эксплуатации объекта. Общий методологический подход стал
основой для формирования частных методологических подходов определения
субъект-объектных отношений в технике (подчиненных, независимых и равнозначных
субъектных отношений в управлении) для отдельных выделенных типов
системно-структурной организации объектов
Подход равнозначных субъектных отношений в
управлении для наиболее сложной современной техники отражает специфику системно-структурной организации объекта и
новый инженерно-проектный (а не исполнительный) характер профессиональных
функций операторов, а также постулирует необходимость более активного участия
инженерного психолога и других специалистов по человеческому фактору в
проектировании и эксплуатации объекта.
В данном подходе полагается, что область
существования управления для него должна рассматриваться открытым множеством
ситуаций, состоящим из двух подмножеств расчетных ситуаций (формализуемых и неформализуемых) и
подмножества нерасчетных, потенциальных ситуаций управления, возникновение
которых возможно при изменении нормативных условий функционирования объекта или
условий окружающей среды. Поэтому для человеко-машинного комплекса – вследствие
открытости области существования управления и доминирования в ней подмножества
нерасчетных, потенциальных ситуаций –
главной задачей в процессе его проектирования, создания и эксплуатации
необходимо считать решение проблемы потенциальности при управлении, проблему
раскрытия потенциальных системных свойств объекта.
В такой постановке проблема потенциальности при
управлении человеко-машинными комплексами требует кардинального пересмотра
идеологии проектирования и создания техники и решения инженерно-психологических
проблем анализа операторской деятельности при ее эксплуатации. В этом классе техники необходимо утвердить
активную стратегию решения проблемы: целенаправленного поиска, раскрытия и
актуализации потенциальных свойств объекта не только на этапах его
проектирования и создания, но и на этапе эксплуатации в совместной деятельности
всех профессионалов – разработчиков,
операторов, инженерных психологов. Речь идет о постановке принципиально новой
перспективной проблемы: прогнозировании и изучении потенциальных свойств
сложного объекта
В качестве возможных вариантов решения проблемы
потенциальности с позиции предлагаемой идеологии рассматриваются следующие инженерно-психологические
методы: моделирование операторами непредвиденных ситуаций управления, включение
в состав комплекса экспертной системы как средства поддержки операторов при
осуществлении ими этих функций, построение специальных этапов системы профессиональной
подготовки операторов к инженерно-проектным задачам. Предлагаемые методы
кардинально меняют характер труда, роль и социальный статус операторов,
инженерных психологов и других специалистов по человеческому фактору,
способствуют гармонизации их отношений с разработчиками, согласованности
теоретических позиций и социальных условий труда субъектов всех
профессиональных групп, решению социально-нравственных аспектов психологических
проблем проектирования и эксплуатации современной сложной техники –
ответственности и социальной зрелости профессионалов, социальной значимости их
труда
Социально-нравственные аспекты проблем
субъект-объектных отношений, а также проблема потенциальности с особой остротой встают, если рассматривать
даже ближайшие перспективы развития техники – симбиоз человека и технических
средств, искусственный интеллект, информационные технологии, робототехнические
объекты
Быстроразвивающиеся технологии информационных сетей,
экспертных систем, симбиоза человека и компьютера, систем управления на базе
виртуальной реальности, кибернетических и роботизированных устройств ставят
перед психологией и другими науками новые проблемы: исключение человека из
управления полностью автоматизированными техническими комплексами промышленного
и военного назначения, изменение условий жизнедеятельности и среды обитания в
роботизированном мире, непосредственное воздействие на психику и сознание
человека в условиях виртуальной реальности и в процессе функционирования
симбиотических устройств, этические аспекты неконтролируемого, неуправляемого
развития новых технологий, существенное возрастание неопределенности
последствий развития новой технологии. Здесь, за границами современной
техносферы мы вступаем в пространство непознанного, где происходит качественный
скачок в процессе познания. Поэтому проблемы прогнозирования, активной
стратегии раскрытия потенциальности создаваемых технических объектов
приобретают первостепенное значение. Для их решения потребуются
междисциплинарные формы исследований, взаимодействие психологии труда,
инженерной психологии, эргономики с другими научными дисциплинами – и с
психологией личности, и с социальной психологией, и с философией, и с
системными исследованиями.
|