Игра и Психология давно и успешно уживаются в человеческом сознании. Для профессионального игрока психология - это лишний шанс на успех, а психолог иногда использует высокую и естественную игровую мотивационную включенность испытуемого в экспериментальных условиях. Вот пример, как на основе казалось бы примитивной игры крестики-нолики (в английском языке - tic-tac-toe ) в лаборатории нейрофизиологических основ психики была создана психофизиологическая методика для анализа процессов принятия решения и организации структуры индивидуального знания. За исключением некоторых симуляторов сложных технических объектов , современные компьютерные игры с использованием мультимедийных средств ПК в большинстве своем бесполезны экспериментальному психологу. Эти, с позволения сказать, "игры" более всего напоминают западную кинопродукцию, выполненную в жанре "экшн", только здесь от сидящего за экраном монитора в лучшем случае требуется отработать за несколько недель кем-то придуманный алгоритм, а в худшем - овладеть простыми рецептами насилия над личностью. Цель у идеологов и создателей этих "хищных вещей века" одна - извлечь как можно большую прибыль сегодня, сейчас, поэтому они обращаются к самым потаенным и ранимым свойствам человеческой психики, зверски ее эксплуатируют. Страдают от такой интервенции в первую очередь дети, но это отдельная тема для большого разговора. На фоне этого "безобразия" в каждой директории "GAME" всегда можно найти симуляторы известных настольных игр или компьютерную игрушку (головоломку), где плодотворная идея использования вычислительных и изобразительных средств компьютерной техники реализована на элементарном игровом материале. И не беда, что клавиши не всегда удобны для игры, а сама игра может закончиться либо соревнованием с компьютером по версии "ну догони" либо взрывом, либо вообще ничем и игру нужно повторять снова и снова - сердце юзера навсегда к ней прикипает. Секрет привязанности к абстрактным компьютерным играм заключен в особенностях человеческой психики, а различные огрехи на совести программистов, чья профессиональная деятельность не располагает обращать внимание на такие мелочи. Но в психологии нет мелочей и вот пример того, как можно облагородить и разнообразить идею заложенную в популярной "тетрис-подобной" компьютерной игре "Columns", сделав на ее основе: 1) солитер, 2) игру для проведения соревнований и 3) психологическую методику, объединенных под общим названием - "Varikol" . Игровая психологическая методика из семейства Varikol" была использована в лаборатории психологии труда для проведения исследований по теме: "Компьютерные игры как средство профилактики неблагоприятных состояний в трудовой деятельности". С некоторыми результатами этих исследований можно ознакомиться здесь ( here ) Господа экспериментальные психологи!
В проекте "Varikol" эти проблемы решены на уровне отдельно взятой дискеты и если объем вашей "старушки" не более 1 Mб, то воспользуйтесь нашим опытом - не пожалеете. Для контакта обращаться по адресу:
|