Игра и Психология давно и успешно уживаются в человеческом сознании. Для профессионального игрока психология - это лишний шанс на успех, а психолог иногда использует высокую и естественную игровую мотивационную включенность испытуемого в экспериментальных условиях. Вот пример, как на основе казалось бы примитивной игры крестики-нолики (в английском языке - tic-tac-toe ) в лаборатории нейрофизиологических основ психики была создана психофизиологическая методика для анализа процессов принятия решения и организации структуры индивидуального знания.

За исключением некоторых симуляторов сложных технических объектов , современные компьютерные игры с использованием мультимедийных средств ПК в большинстве своем бесполезны экспериментальному психологу. Эти, с позволения сказать, "игры" более всего напоминают западную кинопродукцию, выполненную в жанре "экшн", только здесь от сидящего за экраном монитора в лучшем случае требуется отработать за несколько недель кем-то придуманный алгоритм, а в худшем - овладеть простыми рецептами насилия над личностью. Цель у идеологов и создателей этих "хищных вещей века" одна - извлечь как можно большую прибыль сегодня, сейчас, поэтому они обращаются к самым потаенным и ранимым свойствам человеческой психики, зверски ее эксплуатируют. Страдают от такой интервенции в первую очередь дети, но это отдельная тема для большого разговора.

На фоне этого "безобразия" в каждой директории "GAME" всегда можно найти симуляторы известных настольных игр или компьютерную игрушку (головоломку), где плодотворная идея использования вычислительных и изобразительных средств компьютерной техники реализована на элементарном игровом материале. И не беда, что клавиши не всегда удобны для игры, а сама игра может закончиться либо соревнованием с компьютером по версии "ну догони" либо взрывом, либо вообще ничем и игру нужно повторять снова и снова - сердце юзера навсегда к ней прикипает. Секрет привязанности к абстрактным компьютерным играм заключен в особенностях человеческой психики, а различные огрехи на совести программистов, чья профессиональная деятельность не располагает обращать внимание на такие мелочи.

Но в психологии нет мелочей и вот пример того, как можно облагородить и разнообразить идею заложенную в популярной "тетрис-подобной" компьютерной игре "Columns", сделав на ее основе: 1) солитер, 2) игру для проведения соревнований и 3) психологическую методику, объединенных под общим названием - "Varikol" .

Игровая психологическая методика из семейства Varikol" была использована в лаборатории психологии труда для проведения исследований по теме: "Компьютерные игры как средство профилактики неблагоприятных состояний в трудовой деятельности". С некоторыми результатами этих исследований можно ознакомиться здесь ( here )


Господа экспериментальные психологи!
  • У Вас есть старая, но верная психологическая методика, которая была запрограммирована еще в "286-е" времена.
  • Когда Вы работаете не на своем компьютере, то возникают проблемы с запуском вашей программы.
  • Иногда случаются сбои в ее работе, которые - как объясняют бывалые - вызваны "несговорчивостью" драйверов.
  • Но более всего Вы панически боитесь встречи с вирусами. И не так обидно за сорванное исследование, как за внедрение вируса в вашу базу экспериментальных данных.

В проекте "Varikol" эти проблемы решены на уровне отдельно взятой дискеты и если объем вашей "старушки" не более 1 Mб, то воспользуйтесь нашим опытом - не пожалеете.

Хакерам | Varicol| Остальным


Для контакта обращаться по адресу:
varikol@psychol.ras.ru
Варашкевич Станислав Анатольевич