Прокопишин Р.А., Герасимов А.В., Кудеярова Н.Ю.
Институт психологии Российской академии наук. Москва
(Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 98-06-08079а.)
Согласно результатам эмпирических исследовании, проведенных на материале японской религиозной корпорации “Аум Синрике”, необходимым условием для вовлечения человека в деятельность тоталитарных корпораций с нетрадиционной религиозной ориентацией является переживание индивидуумом глобального дискомфорта, вызванного острой потребностью в личностном и социальном благополучии.
Различные зарубежные и отечественные организации, классифицируемые в настоящее время как тоталитарные религиозные секты, при проведении широкомасштабных рекламных компаний с целью основания своих филиалов и увеличения числа последователей используют наиболее эффективные приемы рекламы. В ходе рекламных акций задействуются авторитетные СМИ, в рекламных материалах звучат указания на высокий авторитет и всеобщее признание организации, представителями секты демонстрируются различные “чудеса” и их “научные подтверждения”, приводятся свидетельства членов секты об “исцелении от болезней”. Психологическими целями таких рекламных компаний выступают актуализация у населения повышенного интереса и доверительного отношения к деятельности организации, и формирование мотивации к персональным контактам с представителями секты. Всем обратившимся с вопросами о деятельности организации представители секты демонстрируют альтруистическую “заботу об окружающих”, оказывают психологическую помощь и поддержку в значимых проблемах и побуждают новичков к “посещению занятий”. На “лекциях” и обрядовых “собраниях”, “посвященные” представители секты указывают на недостатки или негативные стороны культурно обусловленных ценностей данного общества, общепринятых норм и правил поведения. Источником личностных проблем неофитов указывается их “неправильное”, "ошибочное" восприятие и понимание как собственного "Я", так и окружающего мира. Наряду с этим происходит демонстрация преимуществ корпоративных норм, ценностей и правил секты, которые обозначены как позитивные, “правильные”, безусловно “истинные”. В результате дискредитации привычных представлений о собственной личности и представлений об окружающем мире происходит размывание устойчивой самоидентификации индивидуума, дезориентация человека в представлениях о собственной роли в социальном взаимодействии с окружающими. Целью психологического воздействия подобного рода является понижение устойчивости Я-концепции и усиление внутренней готовности человека к принятию и освоению нового образа "Я", новой Картины Мира предлагаемых взамен прежних.
Формирование Я-концепции, которая соответствует новой социальной роли - роли последователя организации с нетрадиционной религиозной ориентацией (например, верующий "Аум Синрике") достигается путем изменений активного словаря субъекта - конверсией общепринятых понятий и пополнением неологизмами активного словаря субъекта. Подобные изменения активного словаря вызывают изменение категориальных структур индивидуального сознания, которые не осознаются субъектом, и в свою очередь, приводят к формированию паралогического стиля мышления. Паралогичность мышления адептов определяется использованием ценностных положений идеологии секты в качестве универсальных принципов для объяснения явлений, поступков других людей, событий в собственной жизни и в жизни окружающих. Реформация речи и мышления позволяют изменить Я-концепцию человека таким образом, что все происходящие перемены в личности воспринимаются субъектом как аутосинтонные. В соответствии с изменением представлений о собственной личности и окружающем мире изменяется и персональная иерархия ценностей, происходит перестройка мотивации деятельности. Изменения в восприятии и понимании собственного Я и окружающего мира происходят за счет активного противопоставления системы ценностей, корпоративных норм и правил поведения секты (обозначаются как безусловный позитив - “истинное”, “правильное”, “хорошее” и т.п.) всему тому, что не соответствует ценностям секты (обозначаются как безусловный негатив - фактически весь окружающий мир, люди, чье мнение не соответствует идеологии секты, т.е. не являющееся “истинным”, “правильным”, “хорошим” т.д.). Негативная оценка иных, отличных от предлагаемых сектой норм и способов отношений с окружающими приводят к снижению гибкости в социальном взаимодействии, к искажению процессов коммуникации в межличностном общении, и служит одним из существенных признаков социальной дезадаптации.
Новая картина мира содержит представления о том, что руководитель корпорации приравнивается к божеству и является для своих последователей наивысшим авторитетом в любой сфере жизнедеятельности, единственным и абсолютным источником их персонального благополучия. Также, характерны представления о том, что без посредничества лидера секты или его представителей невозможны никакие позитивные изменения ни в настоящем, ни в будущем, и возможно только ухудшение. Вследствие освоения такого рода представлений происходит постепенный перенос персональной ответственности на лидера секты и отказ от самостоятельного решения личностно значимых проблем, что является одним из ключевых моментов феномена психологической зависимости. Это проявляется практически во всех сферах социально-ролевого взаимодействия: самообслуживания и самообеспечения; детско-родительских отношений; сексуальных взаимоотношений; супружеских отношений; профессиональных отношений; в сфере образования и обучения. В личностной сфере - в неспособности самостоятельного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении. Важной психологической характеристикой формируемого мировоззрения является дихотомичность картины мира, которая способствует упрощению системы оценок собственного Я и воспринимаемого окружения. Такое упрощение когнитивной сложности восприятия и понимания окружающего мира отражается и на смысловой сфере личности, облегчает проработку экзистенциональных проблем адепта, снижает имеющийся уровень тревожности.
Итогом личностных изменений является сочетание сверхценного отношения, психологической зависимости, некритичности, субъективно-комфортного состояния при объективно наблюдаемом личностном неблагополучии, нарушение социальной и психологической адаптации вне пределов религиозной корпорации.