Минькова Е.С.
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара. Нижний Новгород
Психологическое наследие Дж. Селли (1843 - 1923) было хорошо известно в России конца XIX века. Его книга “Основные начала психологии и ее применения к воспитанию” переиздавалась у нас четырежды (первый перевод - в 1887 году, последний – в 1908), в 1909 году русский читатель смог познакомиться с работой “Очерки по психологии детства”, а в 1912 – с книгой “Педагогическая психология”. Известно, что труды Селли издавались во Франции, Германии и США. Эти факты свидетельствуют о мировом признании его научного таланта.
Селли по праву называют пионером детской психологии Великобритании. Вопросы детской психологии занимают центральное место в его научном творчестве. Он проанализировал ряд важных проблем, это: проблема последовательных стадий усвоения речи, развитие творческого воображения, сущности детской игры, формирования представления ребенка о собственном “Я”, причин детского страха и лжи, развития детского мышления и многие другие. Учебник Селли по педагогической психологии (1884) имел огромное значение в деле популяризации психолого-педагогического знания. Время его публикации совпало с периодом становления английской педагогической системы, когда начальное образование стремительно двигалось вперед, а широкой сети педагогических колледжей и опытных центров, готовивших учителей для начальных школ, требовались учебные пособия по детской, возрастной и педагогической психологии. До выхода в свет работы Селли в Великобритании использовался единственный существующий в то время учебник Бэна “Наука о воспитании”. Книга Селли выгодно отличалась от бэновской простотой, доступностью и легкостью языка, обилием хорошо подобранных ярких примеров из жизни ребенка. Этой работе предшествовал долгий и кропотливый труд по сбору информации из различных источников – от писем, присылаемых опытными учителями и воспитателями, до далеких с точки зрения уровня психолого-педагогического образования наблюдений родителей.
Концепция воспитания и образования Селли в целом продолжала традиции Бэна. Селли развел понятия образования и воспитания, под образованием он понимал систематизацию знаний, а под воспитанием – сознательное воздействие на ребенка, опирающееся на законы развития его психики. Принципы воспитания базировались в области двух наук – физиологии и психологии. Исходя из данных физиологии, строились подходы к физическому воспитанию, психология же, по мысли Селли, закладывала основы духовного, то есть воспитание интеллектуальное, эмоциональное и волевое.
В воспитании Селли выделял интеллектуальное, эстетическое и моральное направления, которые, в свою очередь, отвечали трем основным целям: логической (правде), эстетической (красоте) и этической (добру). Если первые две культивировали в человеке способность к познанию и эмоциональному развитию, то третья развивала волевую сферу, совершенствовала характер человека. Таким образом, через психологию воспитание было связано с тремя другими науками – логикой, эстетикой и этикой. Психологию Селли относил к важнейшей теоретической науке в деле воспитания, вместе с тем, он предупреждал об ошибочности опоры только на научно-теоретические знания и пренебрежения к знаниям практическим. Теория психического развития человека у Селли основывалась на действии закона подчинения удовольствию и избежанию страдания, выведенному утилитарной школой Бентама и Дж. Милля. Однако Селли не просто повторил данный закон, но развил его далее, обогатив идеей эволюционного развития. Предлагаемые им законы дифференциации, интеграции, рефлексии и упрощения базировались на основных положениях концепции Спенсера. Селли связывал развитие ребенка с ростом его способностей, которые, в свою очередь, происходят в трех направлениях: благодаря совершенствованию психических процессов, возникновению новых и их дальнейшему усложнению. В отличие от своего учителя Бэна, Селли, как и Спенсер, большое внимание уделял внешнему социальному фактору в развитии человека Поднимаемый Селли вопрос о критериях научности психолого-педагогических знаний, создания научно-технической базы педагогики был чрезвычайно актуален в те годы. Селли был членом “Британской ассоциации по изучению ребенка” (Эдинбург, 1894). В организации общества были заинтересованы и оказали существенную поддержку медики Великобритании, но главный состав членов ассоциации включал в себя педагогов, родителей, ученых, руководителей школ и общественных деятелей. Ассоциация проводила ежегодные конференции с участием делегаций из различных городов Великобритании.
Жизнь и научная деятельность Селли дают возможность нам говорить о нем как об ученом, сделавшем большой вклад в развитие детской психологии. Его труды были хорошо известны русскому читателю, они получили высокую оценку А. Нечаева, П. Каптерева, В. Бехтерева и других. Позднее С.Л. Рубинштейн в учебнике “Основы общей психологии”, анализируя ситуативное мышление ребенка и развитие его воображения, цитировал Селли. В настоящее время психологическое наследие Селли остается практически не изученным.