28 января ушла из жизни Татьяна Гавриловна Стефаненко. Светлая память.....

Стефаненко Татьяна Гавриловна — заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова (2006-2017), доктор психологических наук, профессор, заслуженный профессор МГУ (2009).

Т.Г. Стефаненко окончила исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Специализировалась по кафедре этнографии, где пробудился её интерес к возрождавшейся в то время в СССР области знаний – этнопсихологии, определивший весь её жизненный путь.

После окончания исторического факультета пришла на работу на факультет психологии МГУ, с которым больше уже не расставалась, пройдя путь от переводчика по хоздоговору до зав. кафедрой социальной психологии, профессора. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию «Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях» (научный руководитель Г.М. Андреева). Тема докторской диссертации, защищенной в 1999 г.: «Социальная психология этнической идентичности». Учёная степень доктора психологических наук присуждена в 2000 г., учёное звание профессора присвоено в 2002 г.

Разработала концепцию этнической идентичности с позиций социального конструкционизма — рассмотрения её в качестве одного из ключевых социальных конструктов, возникающих в процессе субъективного отражения и активного построения индивидом социальной реальности и являющихся результатом переживания отношений Я и этнической среды. Полученные результаты представляют интерес для оптимизации отношений между представителями разных культур, этнических общностей, государств и создают предпосылки для построения системы мультикультурного образования. Являлась одним из авторов программ тренинга развития этнокультурной компетентности и формирования практических навыков межкультурного взаимодействия в российском полиэтническом обществе.

Член Учёного совета факультета психологии и трёх докторских диссертационных советов (в МГУ, СПбГУ, ЮФУ).

В МГУ читала курс лекций по этнопсихологии, спецкурс по психологии межгрупповых отношений.

Под её руководством защищено более 50 дипломных работ, в том числе за последние годы:

  1. Двуязычие как фактор этнической идентичности;
  2. Установка на здоровье в культурах разного уровня индивидуализма/коллективизма;
  3. Контекстность культуры и межэтнические различия в процессах атрибуции;
  4. Уровень адаптации русских женщин на Кипре и их представления о стереотипах местных жителей;
  5. Особенности этнической идентичности людей, следующих традициям другой этнической группы;
  6. Взаимосвязь значимости этнической идентичности и предубеждений по отношению к этническим меньшинствам;
  7. Разработка и апробация тренинга психологической адаптации японских студентов в России;
  8. Восприятие справедливости российской молодежью;
  9. Особенности социальной идентичности испанских «детей войны»;
  10. Успешность адаптации русскоязычных эмигрантов в Финляндии и их представления о русском человеке;
  11. Влияние ценностных ориентаций на адаптацию китайских студентов в России;
  12. Особенности стратегий совладания подростков с ситуациями дискриминации по этническому признаку;
  13. Факторы удовлетворенности супружескими взаимоотношениями в российско-американских браках;
  14. Дифференциация негативных этнических установок как фактор уменьшения предубеждений;
  15. Взаимосвязь особенностей территориальной идентичности иногородних и их предубежденности к москвичам;
  16. Принятие индуизма как фактор трансформации этнической идентичности;
  17. Социальные и когнитивные факторы развития этнических предубеждений у младших школьников;
  18. Трансформация межкультурной компетентности в процессе адаптации к инокультурному окружению;
  19. Трансформация ценностных ориентаций и образ России у китайских студентов московских вузов;
  20. Особенности переживания одиночества российскими студентами в процессе их адаптации к инокультурному окружению;
  21. Ослабление этнической предубежденности студентов в ситуации социальной напряженности;
  22. Представления об активном социальном меньшинстве в современном российском обществе;
  23. Взаимосвязь особенностей этнической идентичности и культурной памяти народа (на примере воспоминаний армян о геноциде);
  24. Представления о государственной власти в обыденном сознании россиян и в печатных СМИ;
  25. Трансформация образа России в процессе адаптации китайских студентов;
  26. Факторы дискриминации при приеме на работу в российских мегаполисах;
  27. Ценностные ориентации в семьях мигрантов как фактор стратегии их адаптации;
  28. Кросс-культурный анализ социальных переживаний вины и стыда;
  29. Ценностные ориентации как фактор формирования социальных представлений о взаимодействии народа и власти;
  30. Анализ стратегий выхода из конфликтов китайских студентов с различным сроком пребывания в России.

Являлась научным руководителем девяти аспирантов, успешно защитивших диссертации по темам:

  1. Развитие этнической идентичности детей и подростков (О.Л. Романова)
  2. Язык как фактор этнической идентичности (Ж.Т. Уталиева)
  3. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации (О.В. Краснова)
  4. Межкультурные различия представлений о сексуальности у русских и финнов (О. В. Чернецкая)
  5. Этнические предубеждения и возможности юмора для их преодоления (А.М. Арбитайло)
  6. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации (Н.Г. Малышева)
  7. Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга (А.С. Купавская)
  8. Степень свободы выбора группы как фактор возникновения этнических предубеждений (М.В. Котова)
  9. Особенности культуры как фактор разрешения межличностного конфликта (М.Г. Леонтьев)

Опубликовала более 100 научных трудов, в том числе:

  1. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  2. Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие. М.: Смысл, 1996 (в соавторстве).
  3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2000.
  4. Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: МОНФ, 2001 (автор и научный редактор).
  5. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002 (в соавторстве).
  6. Лебедева Н.М., , Лунева О.В., Мартынова М.Ю., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности: Учебно-методическое пособие. М: Издательство РУДН, 2003.
  7. Лебедева Н.М., , Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие. М.: Привет, 2004.
  8. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: теория и методология. Книга 2: программа тренинга. М: Издательство РУДН, 2004.
  9. Психология развития: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Академия, 2005 (в соавторстве).
  10. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М.: Флинта, МПСИ, 2005 (в соавторстве).
  11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2013.
  12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание 5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2014.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН