готова программа симпозиума

Институт психологии Российской академии наук,
Лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов
им. В.Н. Дружинина
(Москва, Россия)


Программа 

ТРЕТЬЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО СИМПОЗИУМА
«МЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
20-21 октября 2016 года 
Институт психологии РАН, Москва, ул. Ярославская, 13


Москва  2016 




Программный комитет

А.Л. Журавлев – сопредседатель – директор ИП РАН, член-корр. РАН, 
М.А. Холодная – сопредседатель – доктор психологических наук, профессор, ИП РАН
И.О. Александров – доктор психологических наук, профессор, ИП РАН
Ю.И. Александров – доктор психологических наук, профессор, ИП РАН
А.В. Карпов – член-корр. РАО, доктор психол. наук, профессор, ЯрГУ им. П.Г. Демидова
В.А. Кольцова – зам. директора ИП РАН, доктор психологических наук, профессор
В.Ф. Петренко – член-корр. РАН, доктор психол. наук, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова
В.М. Русалов – доктор психологических наук, профессор, ИП РАН
Е.А. Сергиенко – доктор психологических наук, профессор, ИП РАН
Д.В.Ушаков – член-корр. РАН, доктор психологических наук, профессор, 
ИП РАН
В.Д. Шадриков – академик РАО, доктор психологических наук, профессор, НИУВШЭ
А.В. Юревич – зам. директора ИП РАН, член-корр. РАН, доктор психологических наук, профессор


Организационный комитет

М.А. Холодная – председатель – доктор психологических наук, профессор, 
ИП РАН
Г.В. Ожиганова – сопредседатель – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ИП РАН
Е.Д. Дорофеев – кандидат психологических наук, зам. директора ИП РАН по общим вопросам
Е.В. Харитонова – кандидат психологических наук, ученый секретарь, ИП РАН
Е.В. Волкова – доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, 
ИП РАН
Т.А. Ребеко – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, 
ИП РАН
Е.Г. Будрина – кандидат психологических наук, научный сотрудник, ИП РАН
П.A.Сабадош – кандидат психологических наук, научный сотрудник, ИП РАН

В рамках симпозиума издан сборник статей: Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования // Материалы третьего международного симпозиума (Москва, 20–21 октября 2016 г.) / Отв. ред. М. А. Холодная, Г. В. Ожиганова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2016. – 383 с. (Труды Института психологии РАН).


Программа  20 октября 2016 г. (10.00-18.30)


Пленарное заседание (10.00-17.00)
(регламент пленарного доклада – 25 мин.; вопросы – 5 мин.)

Открытие Симпозиума (10.00-10.30)

Вступительное слово – директор ИП РАН - Журавлев А.Л. 
Вступительное слово – председатель Оргкомитета - Холодная М.А.

Пленарные доклады (10.30-13.30)

1. Александров Ю.И. (ИП РАН, Москва). Меж- и внутрикультурные ментальные вариации.
2. Лоарер Э. (INETOP, Париж). Гибкость и компетентность взрослого человека: эффекты возраста и опыта. 
3. Карпов А.В. (ЯрГУ, Ярославль). Метакогнитивные факторы обучаемости как ментальный ресурс личности. 
4. Корнилова Т.В. (МГУ, Москва). Прогнозирование и «образ мира» в актуалгенезе динамического контроля неопределенности. 

Перерыв на обед (13.30-14.30)

Пленарные доклады (14.30-17.00)

5. Петренко В.Ф. (МГУ, Москва). Ментальный ресурс личности в коллективном бессознательном.  
6. Ушаков Д.В. (ИП РАН, Москва). Проблема ментальных ресурсов в филогенетической перспективе.
7. Холодная М.А. (ИП РАН, Москва). Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития. 
8. Чуприкова Н.И. (ПИ РАО, Москва). Значение теории мышления И.М. Сеченова, Н.О.  Лосского, С.Л. Рубинштейна и Л.М. Веккера для разработки способов повышения интеллектуальных ресурсов человека. 
9. Шадриков В.Д. (НИУ ВШЭ, Москва). Взгляды Л.С. Выготского на развитие высших психических функций как основа построения теории способностей. 

Перерыв на чай и кофе (17.00-17.20)

Круглый стол (17.20-18.30)
«Изучение ментальных ресурсов – альтернатива или дополнение  традиционных исследований способностей?»



Программа  21 октября 2016 г. (10.00-16.00)

Заседания секций (10.00-14.00)
(регламент доклада – 15 мин.; вопросы – 5 мин.)

перерыв на чай и кофе (11.45-12.00)

Секция 1. Природа ментальных ресурсов личности: структура, механизмы развития 
(Рук. М.А. Холодная, В.В. Знаков)

Артищева Л.В. (Казань, Россия). Образные репрезентации психических состояний улиц с рефлективным и импульсивным способом переработки информации.
Виленская Г.А. (Москва, Россия). Контроль поведения у дошкольников с нарушениями речи и ресурсы его формирования.
Горбачева Е.И. (Калуга, Россия). Роль психологических механизмов  актуализации понятийного знания в понимании юридически значимой ситуации.
Князева Т.С. (Москва, Россия). Музыкальность как ментальный ресурс.
Лебедева Е.И. (Москва, Россия).  Модель психического у детей с типичным развитием и нарушениями речи в дошкольном возрасте: ресурcный подход.
Манолова О.Н. (Москва, Россия). Индивидуальный характер взрослого человека в системе ментальных ресурсов личности.
Прохоров А.О. (Казань, Россия). Ментальные репрезентации психических состояний: ресурсный аспект.
Сиповская Я.И. (Москва, Россия). Рефлексивность как ресурсная основа интеллектуальной продуктивности личности в старшем подростковом возрасте.
Толочек В.А. (Москва, Россия). Феномен «ресурсов»: три объяснения механизмов актуализации.
Дискуссия

Секция 2. Диагностика ресурсных состояний: специфика подходов и методов 
(Рук. И.О. Александров, Т.А. Ребеко)

Александров И.О., Максимова Н.Е., Турубар Д.С. (Москва, Россия). Согласованность процессов дифференциации ресурсов формирования структуры знания.
Алмаев Н.А. (Москва, Россия).  Ресурсный компаратор и его изучение средствами психоакустики.
Будрина Е.Г. (Москва, Россия). Когнитивный стиль "узкий/широкий диапазон эквивалентности" в младшем школьном возрасте: возможности диагностики.
Гильманов С.А. (Ханты-Мансийск, Россия). Диагностика сформированности понятийного мышления как ментального ресурса профессионала на основе рекодинговых заданий.
Максимова Н.Е., Александров И.О., Попова М.Н. (Москва, Россия) Ресурсы дифференциации психологических структур при формировании компетенции в новой предметной области.
Ребеко Т.А. (Москва, Россия).  Ресурсы внешних и внутренних границ тела у девушек, совершивших тяжкие телесные правонарушения.
Сабадош П.А. (Москва, Россия). Методология диагностики эстетических способностей.
Дискуссия

Секция 3. Ментальные ресурсы как фактор совладания с жизненными трудностями 
(Рук. С.А. Хазова, Н.Е. Харламенкова)

Водопьянова Н.Е. (Санкт-Петербург, Россия). Надежда и оптимизм в ситуации организационного кризиса. 
Потявина В.В. (Санкт-Петербург, Россия). Надежда  как ментальный ресурс специалистов помогающих профессий (на примере врачей).
Маленов А.А. (Омск, Россия). Взаимосвязь уровня самоактуализации и адаптационного потенциала взрослых людей при получении психологического образования.
Нестерова О.В. (Москва, Россия). Когнитивные ресурсы эффективного стресс-менеджмента руководителя.
Одинцова Е.В. (Ростов-на-Дону, Россия). Ментальные ресурсы как фактор совладания с трудностями на этапе формирования опыта, опосредующего обучение (на примере детей младшего школьного возраста).
Падун М.А. (Москва, Россия).  Стратегии когнитивной регуляции эмоций и эмоциональные нарушения.
Хазова С.А. (Кострома, Россия). Подростки в трудных жизненных ситуациях: факторы мобилизации ментальных ресурсов.
Дискуссия

Секция 4. Специфика ментальных ресурсов продуктивной личности
(Рук. Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Ларионова)

Бабаева Ю.Д. (Москва, Россия). Ресурсы одаренности с позиции культурно-деятельностного подхода.
Белова Е.С. (Москва, Россия). Особенности самосознания как личностный ресурс у дошкольников с высокими интеллектуальными способностями.
Богоявленская Д.Б. (Москва, Россия). Является ли этап инкубации "черной дырой" творчества?
Войскунский А.Е., Ермолова Т.Д., Яголковский С.Р., Хромова В.М. (Москва, Россия). Активизация ментальных ресурсов при совместном решении творческих задач в условиях компьютерного опосредствования.
Кашапов С.М. (Ярославль, Россия). Протестный потенциал как средство реализации ментальных ресурсов продуктивной конфликтности личности.
Кибальченко И.А. (Таганрог, Россия). Ресурсная функция метакогниций в интеграции структур интеллектуально-творческого опыта  студентов.
Ларионова Л.И. (Москва, Россия). Факторы, влияющие на актуализацию ментальных ресурсов одаренных детей.
Щебланова Е.И. (Москва, Россия). Мультипотенциальность как проблема одаренных подростков.
Дискуссия 

Секция 5. Высшие способности как основа ментальных ресурсов (духовность, рефлексивность, творческое самовыражение) 
(Рук. Г.В. Ожиганова, Л.М. Попов)

Ожиганова Г.В. (Москва, Россия). Духовность как основа высших способностей: ресурсный аспект.
Оливиеро Ф. (Париж, Франция). Феномен субъективации бытия как ментальный ресурс.
Виднере М. (Рига, Латвия). Анализ духовности в контексте «Я-концепции».
Дементий Л.И. (Омск, Россия).  Возрастные особенности самоконтроля и импульсивности как факторов динамики школьной виктимизации.
Мехтиханова Н.Н.  (Ярославль, Россия). Роль мудрости в решении сложных жизненных проблем.
Мустафина Л.Ш. (Москва, Россия). Представления о совести как показатель духовных способностей личности.
Попов Л.М., Устин П.Н. (Казань, Россия). Интеллектуальный, нравственный и эстетический ресурсы духовного развития субъекта.
Дискуссия

Секция 6. Технологии формирования и активизации индивидуальных ментальных ресурсов 
(Рук. Е.В. Волкова, В.В. Селиванов)

Андрианова Г. Н., Кибальченко И.А. (Таганрог, Россия). Технология развития ментальных ресурсов на уроках русского языка.
Волкова Е.В. (Москва, Россия). Технология экспресс-диагностики индивидуальных ментальных ресурсов.
Горбунов И.А. (Санкт-Петербург, Россия). Нейродинамическая система как основа методологии моделирования ментальных ресурсов человека.
Дегтярев С.Н. (Тюмень, Россия). Формирование креативного потенциала школьников на основе  использования логико-графических дидактических средств.
Ковтунович М.Г. (Москва, Россия). Развитие ментального опыта учащихся в процессе обучения физике.
Самохвалова А.Г. (Кострома, Россия). Психологический театр как  способ активизации коммуникативных ресурсов  подростков.
Cеливанов В.В. (Смоленск, Россия).Механизмы актуализации когнитивных и личностных ресурсов субъекта в виртуальной среде
Дискуссия

Секция 7. Ментальные ресурсы личности и менталитет народа: социально-культурные аспекты 
(Рук. В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник)
Артемцева Н.Г., Галкина Т.В. (Москва, Россия). Представления о компонентах психологического здоровья в ментальности россиян.
Гостев А.А., Гостева И.И. (Москва, Россия). Современный российский менталитет как ментальный ресурс личности и общества: о некоторых значимых характеристиках политического сознания.
Кольцова В.А. (Москва, Россия). Своеобразие русского философского мировоззрения и научного мышления как ментальный ресурс народа.
Кольцова В.А., Синякина Е.Г. (Москва, Россия). Благодушие в работе и трудолюбие русского крестьянства  последней четверти XIX – начала XX веков как важный ментальный ресурс русского народа
Немировская Н.Г. (Москва, Россия). Концепция когнитивного ресурса и модель интеллектуального диапазона В.Н. Дружинина.
Няголова М. (ВеликоТырново, Болгария). Отражение менталитета болгарского народа в поведении личности: ресурсный аспект (на материале психологии личности и исторической психологии).
Олейник Ю.Н. (Москва, Россия). Общинность и коллективизм как ментальный ресурс русских.
Степанова Г.С. (Воронеж, Россия). Особенности  этнической идентичности русских  как   отражение  ментального ресурса  общности.
Холондович Е.Н. (Москва, Россия). Ментальные ресурсы гениальной личности.
Дискуссия 

Закрытие Симпозиума (14.00-14.30)
Выступления: 
- руководители секций
- председатель Оргкомитета Симпозиума – Холодная М.А.


Фуршет (14.30-16.00)



Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН